Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – распространенное заболевание, которое развивается в детстве и протекает в течение длительного времени. У ребенка имеются сложности с концентрацией внимания, повышенная активность и возбудимость, импульсивность. Нередко у таких детей снижена самооценка, они не умеют нормально выстраивать отношения со сверстниками и старшими, плохо учатся в школе.
В некоторых случаях проявления СДВГ уменьшаются с возрастом. У некоторых людей они сохраняются и остаются такими же выраженными на протяжении всей жизни. Методов излечения от данного заболевания на данный момент не существует. Лекарственные препараты и занятия с психотерапевтом помогают уменьшить проявления СДВГ, держать их под контролем. Чем раньше удалось диагностировать болезнь и начать лечение, тем лучше результаты.

Почему развивается СДВГ?
В развитии СДВГ большую роль играет генетический компонент. Больной ребенок рождается с определенными вариантами генов, влияющих на развитие и работу головного мозга.
Есть доказательства, что СДВГ способен передаваться по наследству. Например, ученые подсчитали, что у ближайших родственников (братьев, сестер, детей) человека, страдающего этим состоянием, риск его развития в девять раз выше по сравнению с общей популяцией.
Механизмы наследования болезни (для тех, кто помнит школьный курс биологии, они бывают аутосомно-доминантными, аутосомно-рецессивными, сцепленными с половыми хромосомами) неизвестны. Да и наследуется не СДВГ как таковой, а только повышенная предрасположенность к его развитию. СДВГ может развиваться не только самостоятельно, но и как одно из проявлений генетических нарушений, таких как ломкая Х-хромосома, нейрофиброматоз I типа, комплекс туберозного склероза, синдромы Ди Джорджи, Шерешевского-Тернера, Уильямса, Клайнфельтера.

Определенные гены лишь повышают риск развития заболевания, но не приводят к нему со стопроцентной вероятностью. Большое значение имеют различные внешние факторы. Такие болезни, в развитии которых играют роль и гены, и среда, называются мультифакториальными. Развитию синдрома способствуют:
- курение, употребление алкоголя, наркотиков матерью во время беременности;
- осложнения во время беременности у матери: угроза прерывания, резус-конфликт, токсикоз;
- воздействие на мать во время беременности свинца;
- рождение раньше срока (преждевременные роды);
- рождение с низким весом;
- родовая травма;
- черепно-мозговая травма;
- хронические болезни у матери;
- психические расстройства у родителей;
- некоторые перенесенные инфекции.
Симптомы
Первые проявления СДВГ обычно возникают до 12 лет. У некоторых детей их можно заметить в 3 года. В большинстве случаев диагноз устанавливают в 8–10 лет, когда ребенок уже начал ходить в школу, и проблемы стали явными. Мальчики болеют чаще, чем девочки. Проявления бывают легкими, умеренными и тяжелыми. В любом случае, они мешают в повседневной жизни.
Название синдрома состоит из двух частей: в нем есть слова «дефицит внимания» (невнимательность) и гиперактивность. Все проявления можно поделить на две одноименные группы:
Проявления невнимательности (дефицита внимания) | Проявления гиперактивности/импульсивности |
---|---|
Ребенок делает ошибки при выполнении школьных заданий из-за невнимательности, упускает детали. | Ребенок не способен сидеть спокойно, постоянно ерзает, постукивает пальцами по столу, ногами по полу. |
Сложно сконцентрироваться на выполнении школьных заданий, играх, иных занятиях. | Он постоянно в движении. |
Когда к ребенку обращаются, кажется, что он совсем не слушает. | Трудно усидеть на месте, в том числе в школе. |
Возникают трудности с планированием дел и самоорганизацией. | Он очень шумный, сложно вести себя тихо. |
Сложно действовать в соответствии с инструкциями, доводить дела до конца. | Бегает в ситуациях, когда этого нельзя делать. |
Ребенок часто теряет и забывает в разных местах школьные принадлежности, игрушки. | Постоянно перебивает сверстников, одноклассников, старших. |
Избегание занятий, требующих умственных усилий, концентрации внимания. | Много разговаривает. |
Ребенок забывает выполнять повседневные дела. | Часто вмешивается и прерывает чужие разговоры, дела, игры. |
Повышенная отвлекаемость. Ребенок часто начинает «витать в облаках», «считать ворон», заниматься посторонними делами, не доведя до конца текущие. | Нетерпелив, не любит ждать, находиться в очереди. |
В диагностике СДВГ есть две крайности. С одной стороны, это недооцененное заболевание, и его не всегда вовремя выявляют. Даже среди врачей есть те, кто считают, что СДВГ – «ненастоящий», «надуманный» диагноз, и на самом деле его не существует. Из-за этого, например, некоторые педиатры не направляют таких пациентов к профильным специалистам.
С другой стороны, с такими заболеваниями легко работает «эффект студента-медика», когда, прочитав о симптомах, человек сразу же «находит» их у себя или у своих детей. По некоторым данным, даже 25% взрослых в западных странах считают, что у них недиагностированный СДВГ.
Важно помнить, что дети в принципе более активны, импульсивны и невнимательны по сравнению со взрослыми. Школьники в младших классах не могут долго удерживать внимание на чем-то одном. И даже подросток не будет достаточно сосредоточенным, читая главу о специальной теории относительности в учебнике по физике, если его не смогли как следует заинтересовать этой темой. Многие малыши ведут себя так, будто у них внутри находится «моторчик». Они хотят бегать, играть, гулять, разговаривать, когда у взрослого уже не осталось сил. Но их гиперактивность не обязательно вызвана заболеванием. Существуют четкие критерии, диагностикой должен заниматься врач.

Разновидности СДВГ
Выделяют четыре типа заболевания:
- С преобладанием невнимательности. В данном случае на первый план выступает сниженная концентрация внимания. Сложно быть собранным, планировать, доводить до конца начатое. При этом симптомов гиперактивности практически нет.
- Гиперактивно-импульсивный тип, наоборот, проявляется в виде повышенной активности. Избыток энергии буквально некуда девать, сложно усидеть на месте, соблюдать тишину. Отмечается склонность много говорить, перебивать окружающих, начинать дела, не обдумав всё как следует. А нарушение концентрации внимания почти не заметно.
- Комбинированный тип – самый распространенный. Проявляется и в виде невнимательности, и в виде гиперактивности.
- Неуточненный тип – когда есть симптомы, мешающие в повседневной жизни, но их не получается отнести ни к одному из вышеперечисленных типов.
Возможные осложнения
Дети с СДВГ могут казаться смешными, ленивыми или плохо воспитанными. Они порой раздражают окружающих. Нередко со стороны кажется, что такому ребенку постоянно весело. Но на самом деле заболевание снижает качество жизни. Оно приводит к серьезным последствиям для самого больного, таким как:
- низкая самооценка;
- плохие оценки в школе и негативное отношение со стороны одноклассников, преподавателей;
- невозможность реализовать свои таланты, потенциал;
- сложности с социализацией, дефицит общения: сверстники избегают, дразнят;
- у взрослых: сложности с поисками работы и сохранением рабочего места, высокая предрасположенность к злоупотреблению алкоголем, употреблению наркотиков, повышенный риск устроить несчастный случай на дороге, на производстве.
Бывает ли СДВГ у взрослых?
Да, бывает, и его распространенность оценивается в 3%. Заболевание начинается в детстве, и в дальнейшем его проявления могут уменьшиться или остаться без изменений. Некоторые взрослые люди испытывают в жизни массу проблем, не подозревая, что они вызваны СДВГ. Проявления могут несколько отличаться от тех, что были в детстве:
- частое чувство беспокойства;
- склонность опаздывать;
- забывчивость;
- импульсивность;
- сниженная способность контролировать гнев;
- склонность к прокрастинации;
- неорганизованность;
- зачастую бывает скучно, непонятно, чем хочется заняться;
- склонность часто расстраиваться;
- эмоциональная нестабильность, перепады настроения;
- сложности с концентрацией внимания во время чтения;
- эпизоды плохого настроения.
Диагностика
СДВГ нельзя выявить с помощью анализов и невозможно увидеть на снимках. Диагностику проводят по результатам беседы с самим ребенком и его родственниками, школьными преподавателями, другими людьми, с которыми он часто находится рядом. Занимается этим врач-психиатр или психотерапевт.

Врач должен оценить состояние внимания, уровень активности, убедиться, что нарушения не вызваны иными заболеваниями, проверить, нет ли сопутствующих патологий. Доктор беседует с родителями, использует специальные шкалы, опросники и тесты, наблюдает за поведением ребенка во время приема.
Критерии диагностики СДВГ разработали и прописали в Диагностическом руководстве по психическим заболеваниям (DSM-5) эксперты из Американской психиатрической ассоциации (APA). Врач устанавливает такой диагноз, если:
- есть по крайней мере шесть симптомов, связанных с невнимательностью или гиперактивностью/импульсивностью, или по шесть симптомов из каждой из этих двух групп;
- первые проявления были замечены до 12 лет;
- нарушения проявляются как минимум в двух разных местах, например, дома и в школе;
- проявления болезни мешают повседневной жизни и не дают полноценно общаться с окружающими;
- врач убедился, что эти проявления не вызваны другим заболеванием.
Особенно хотелось бы обратить внимание на последний пункт. Чтобы исключить другие заболевания, может потребоваться дополнительное обследование, в частности, лабораторные анализы:
- общий анализ крови – показывает воспалительные изменения и некоторые другие нарушения;
- общий анализ мочи – еще одно распространенное рутинное исследование, способное показать признаки различных патологических процессов;
- биохимия крови – помогает оценить состояние печени, почек и прочих органов.
Расстройства поведения могут быть связаны с гормональными нарушениями. Заподозрив их, врач назначит анализы крови на гормоны:
- тиреотропный гормон гипофиза (ТТГ);
- гормоны щитовидной железы (T3 и T4);
- кортизол – вырабатывается надпочечниками, вызывает реакцию стресса.
Современные методы лечения
При СДВГ применяют лекарственные препараты и немедикаментозные методы. Схему лечения составляет индивидуально врач.
Среди немедикаментозных методов на первом месте психотерапия. Применяется поведенческая, семейная, игровая терапия, методы обучения ребенка социальным навыкам, обучения родителей навыкам правильного воспитания. С этих методик обычно начинают у большинства детей. Нередко их бывает достаточно.
Если психотерапия работает недостаточно хорошо, то назначают лекарства. Исследования показывают, что в подростковый период зачастую оптимальным решением становится комбинация психотерапии и медикаментозного лечения.
Самые распространенные лекарственные средства при СДВГ, препараты первой линии, – психостимуляторы и атомоксетин. К препаратам второй линии в России относят ноотропы (большая группа, включает много разных лекарств) и нейролептики. Редко, если не помогают другие средства, применяют антидепрессанты: эти лекарства не очень эффективны при СДВГ и могут вызывать побочные эффекты.
Используют метод биологической обратной связи: ребенок выполняет на компьютере задания в игровой форме и попутно учится контролировать свое поведение.
В дополнение к основному лечению применяют физиопроцедуры, массаж, лечебную гимнастику.
Прогноз
Примерно половина детей «перерастают» СДВГ и, став взрослыми, не испытывают симптомов. У многих по мере взросления проявления уменьшаются на 50%. Каждый четвертый нуждается в лечении на протяжении дальнейшей жизни.
Прогноз сильно зависит от того, насколько рано начато лечение. При своевременных мерах болезнь вполне можно взять под контроль. В противном случае возможны разрушительные последствия, в том числе опасные для жизни.
В целом человек с СДВГ вполне способен сделать хорошую карьеру и многого добиться в жизни. Есть немало примеров известных людей с этим расстройством, таких как звезда Джастин Тимберлейк, олимпийский чемпион Майкл Фелпс, актриса Эмма Уотсон. Важно, чтобы родители не игнорировали проблемы у своего ребенка, не посчитали их проявлением «плохого характера», «неправильного воспитания» и своевременно обратились к специалисту.
Комментарии